Управление цепями поставок

Управление цепями поставок (Supply Chain Management, SCM) — это организация, планирование, контроль и регулирование товарного потока, начиная с получения заказа и закупки сырья и материалов для обеспечения производства товаров, и далее через производство и распределение доведение его с оптимальными затратами ресурсов до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка [13].

Цепь поставок (Supply Chain) —

(1) начинается с добычи сырья и материалов и заканчивается использованием готовой продукции у конечного потребителя, соединяя вместе взаимодействующие компании [13].

(2) Материальные и информационные обмены в логистическом процессе, простирающиеся от источников сырья до доставки готовой продукции конечному пользователю. Все поставщики, провайдеры услуг и потребители связаны в цепь поставок [13].

В работе  Paul D.Larson и Arni Halldorsson «Логистика в сравнении с управлением цепями поставок» предлагаются четыре подхода к определению взаимоотношения между логистикой и управлением цепями поставок (SCM): традиционный (traditionalist), переименовательный (relabelling), объединяющий (unionist) и перекрестный (inter-sectionist) [14].

1. Традиционный подход считает SCM лишь небольшой частью логистики. В рамках этого подхода, управление цепями поставок дается лишь как одна лекция в рамках курса логистики или глава в книге, посвященной логистике.

2. Переименовательный подход считает, что SCM – это новый термин, который охватывает то, что раньше включала в себя логистика. Иначе говоря, то, что было логистикой, стало управлением цепями поставок.

3. Юнионистский подход к взаимоотношению между логистикой и управлением цепями поставок определяет логистику как составную часть SCM, полностью входящую в это понятие. Stock & Lambert (2001) считают, что «управление цепями поставок – это управление восемью ключевыми бизнес-процессами: (1) CRM-управление взаимоотношениями с клиентами, (2) управление обслуживанием клиентов, (3) управление спросом, (4) управление выполнением заказов, (5) управление производственным потоком, (6) снабжение, (7) развитие продукта и коммерциализация и (8) возврат». Эти процессы включают многое из логистики, закупок, маркетинга и управления производством.

4. Перекрестный подход, в свою очередь, предполагает, что управление цепями поставок – это  НЕ совокупность логистики, маркетинга, управления производством, закупок и других функциональных областей, но оно постоянно с ними пересекается. Задача supply chain management – это координация межфункциональной деятельности большого количества участников. Таким образом, управление цепями поставок – это не тактическая, а стратегическая деятельность [15].