Проблемы эргономики

Функционирование любой транспортной системы без весьма весомого участия человека не представляется возможным. Причем, человек является организатором транспортных процессов и систем, исполнителем, объектом перевозок (пассажирские транспортные системы), контролером, а иногда и оценщиком. В то же время, даже передовые транспортные технологии, проектируются и эксплуатируются без должного внимания к человеческому фактору, не в полной мере основываются на эргономичности как труда, так и его быта. Вместе с тем, транспортные системы являются подсистемой более высокой по иерархии системы функционирования города, региона, какой-то территории. Последние, в свою очередь, имеют свое основное предназначение — обеспечение жизнедеятельности граждан. Очевидно, что люди являются организаторами, исполнителями и объектами перевозок. Особое внимание к человеку в транспортной системе весьма актуально.

Цель работы заключается в определении закономерностей влияния параметров транспортных систем и их элементов на функциональные состояния людей — участников этой системы и наоборот — влияние человеческого фактора (функционального состояния человека) на показатели функционирования транспортной системы, включая ее безопасность.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

1.  Анализ методов изучения функционального состояния человека -участника транспортной системы.

2.  Исследование влияния информационных потоков (реклама, сотовые телефоны и т.д.) на функциональное состояние водителей и пешеходов, их способность своевременно и адекватно принимать решения. Зависимость аварийности от этих факторов.

3. Оценка влияния транспортных технологий на функциональное состояние водителей для определения рациональных режимов труда и отдыха, оценки уровня аварийности от этих факторов.

4. Разработка рекомендаций по совершенствованию условий движения транспортных средств с целью снижения аварийности.

5. Разработка рекомендаций по организации технологического процесса перевозки грузов и пассажиров с учётом состояния организма водителя.

6. Моделирование параметров движения автомобилей специального назначения к местам возникновения чрезвычайных ситуаций с учетом состояния организма водителя.

7. Разработка концепции выбора рациональных маршрутов движения и режимов выезда специальных транспортных средств к местам возникновения чрезвычайных ситуаций в автоматизированной системе оперативного управления службами специального назначения.

8. Моделирование параметров движения транспортных средств по пути следования с учетом состояния организма водителя.

Основные теоретические предпосылки заключаются в том, что в отличие от существующих научных теорий изучения закономерностей функционирования транспортных систем предлагается во главу угла поставить человеческий фактор, как определяющий эргономичность, социальность, безопасность и экономичность транспортных процессов при перевозке грузов и пассажиров, а так же организации движения и регулировании транспортных потоков.

При этом особую роль приобретают методы оценки восприятия участником транспортного процесса (водитель, пассажир) условий организации технологических процессов в транспортных системах.

Оценку восприятия возможно оценить тремя основными способами:

— регистрацией электрокардиограммы;

— регистрацией электроэнцефалограммы;

— путём контроля психо-эмоционального состояния.