Логистика будущего: мечты или реальность?

fl1

Клиент делает заказ в интернет-магазине, и получает его через полчаса с помощью летающего дрона. Скажете, фантастика? Мечта? Пока будет правильнее назвать такой сюжет именно так. Но рынок заставляет бизнес срочно изобретать новые логистические решения, а значит, вот-вот технологии прочно войдут в ежедневный ход торговли.

Избалованный технологиями рынок заставляет бизнес вступать в новую «гонку вооружений». Компаниям приходится постоянно искать новые решения в надежде, что одно из них обеспечит им технологический прорыв и даст возможность короткой передышки на вершине конкуренции.

Поиски инновационных идей затронули все сферы деятельности компании, не обойдя и один из самых консервативных бизнес-процессов  – логистику.

Последние несколько лет подарили логистике ряд революционных решений в сфере перевозки людей и грузов. Появляется всё больше амбициозных проектов, в их числе – привлекший всеобщее внимание проект Hyperloop. Однако даже если рассматривать его с самой оптимистичной точки зрения, очевидно, что внедрение этого решения обернется слишком масштабным, долгим и дорогим проектом. Есть ли другие, более реальные, но не менее смелые идеи для системы логистики будущего?

Роботы нам помогут?

Идея использования для доставки грузов различных видов беспилотного транспорта, будь то небольшие дроны или огромные контейнеровозы, уже давно владеет умами представителей бизнеса, а самые смелые даже успели осуществить ее на практике, несмотря на очевидно недостаточно проработанную юридическую базу.

Всё указывает на то, что именно роботизация станет следующим ключевым трендом в мире логистики.
Однако большинству предприятий потребуется значительный срок для перехода на революционно новую технологическую базу. Поэтому ожидаемо, что на протяжении значительного времени бизнес будет пользоваться гибридной системой, сочетающей беспилотный транспорт и классическую перевозку с использованием человеческого труда. При этом еще никто из разработчиков не представил программное обеспечение, которое позволяло бы эффективно интегрировать в одну информационную систему решения для управления беспилотным транспортом и решения для автоматизации классической службы доставки.

Скорость решает всё

Срочная доставка в течение одного дня уже стала привычной услугой для жителей США. Стремящийся быть на шаг впереди рынка Amazon и вовсе обещает доставлять товары по городу всего за полчаса. Это отражает еще одну тенденцию в современной логистике – гибкость и динамичность. Персонализация сервисов и возможность покупать любые товары откуда угодно с помощью лишь пары кликов, с одной стороны, избаловали покупателей, а с другой – подсказали решение идеологического спора между онлайн и офлайн торговлей. Современные потребители хотят получить идеальный магазин, сочетающий в себе высочайшие стандарты классической торговли – индивидуальный подход, рекомендации с учетом вкусов и интересов покупателя, возможность рассмотреть товар во всех деталях и получить его сразу после оплаты, – не лишаясь при этом свободы делать покупки в любом месте и в удобное время.

fl2

Доставка в день покупки – недостающий элемент в этой схеме. Справиться с этой задачей могут только компании, чья система логистики не только автоматизирована, но и позволяет оперативно скорректировать маршрут курьера с учетом добавления нового адреса доставки, а также автоматически оповестить клиентов об изменении времени отгрузки.

Роботизация складов

Логичным продолжением автоматизации логистики является роботизация складов и хабов. Она позволит отказаться от одной из самых дорогих составляющих – человеческого труда, благодаря чему станет возможным увеличение количества складов для сокращения времени доставки товаров покупателям.

После совершения покупки система будет самостоятельно определять наличие нужного товара на складах, анализировать параметры доставки и изменять маршрут курьеров, учитывая множество факторов, в том числе временные окна доставки, местонахождение курьера и дорожную ситуацию на маршруте, размер и вес груза, характеристики транспорта и степень его загрузки, наличие свободных доков в момент ожидаемого прибытия транспорта. Таким образом, склад и автомобиль могут быть соединены в единую самостоятельно функционирующую систему, контролировать которую в режиме реального времени будет оператор, которому не обязательно находиться непосредственно на складе. Это позволит оптимально загрузить как транспорт, так и доки, не позволяя образовываться очередям на складах, обеспечивая максимально короткие сроки доставки, а также снижая вероятность ошибок.

От фантастики – к реальности

Пока эти идеи кажутся если не фантастическими, то, как минимум, сложно реализуемыми. На самом деле, необходимые технологии уже существуют и даже используются, хотя пока и не в составе столь сложных и масштабных систем. По сути, для их реализации необходимо лишь решение, которое позволит объединить эти технологии в единый комплекс и интегрировать его с корпоративной информационной системой.

Каким критериям должно отвечать такое решение?

В первую очередь, оно должно обеспечивать стабильный обмен информацией между КИС и мобильным устройством даже в условиях слабого сигнала и работу в офлайн-режиме. Кроме того, решение должно быть рассчитано на высокие нагрузки и справляться с одновременной передачей большого количества данных. Для этого его  создателям необходимо решить непростую задачу фильтрации данных, поступающих на мобильное устройство, что позволило бы существенно ускорить работу приложения за счет передачи из КИС только обновленных данных.

Высокие показатели скорости, точности и детализации информации, получаемой оператором, также входят в число важнейших характеристик решения, так как позволяют эффективно контролировать работу системы и оперативно реагировать на нештатные ситуации.

fl3

И наконец, нельзя не упомянуть еще один аспект, без которого функционирование подобных сложных систем окажется невозможным: решение должно интегрироваться с различными операционными системами, в том числе с несколькими одновременно.

Разработка программного обеспечения для логистики будущего может вестись на основе уже существующих решений для автоматизации логистических систем. Некоторые из них уже отвечают части требований, хотя, несомненно, проблема эффективной и быстрой передачи больших объемов информации между мобильными устройствами и КИС до сих пор является ключевой.

Некоторым разработчикам удалось предложить эффективные пути ее решения. Так, уже созданы технологические платформы, которые позволяют разрабатывать мобильные приложения с отличными показателями скорости и точности передачи данных и возможностью интеграции с любыми корпоративными информационными системами. Такие продукты еще раз убеждают в том, что футуристические концепции доставки не просто несбыточные мечты, а отражение вполне реальных процессов в развитии высоких технологий. Поэтому вполне вероятно, что уже через несколько лет полностью автоматизированные логистические системы и доставка в течение одного дня станут привычными явлениями, снова кардинально изменив правила игры в торговле.

Кафедра Транспортных систем и логистики проводит обучение по специальности «Логистика».

Хусейн Аз-зари
Президент Группы Компаний «CDC»